С 01.06.2025 вступили в силу отдельные положения закона о борьбе с интернет-преступлениями. В частности, код для входа на портал госуслуг теперь не направляется в момент телефонного разговора.

То есть в случае, когда гражданину звонят мошенники, пытающиеся получить доступ к его аккаунту на госуслугах, и просят назвать код из СМС, жертва никак не сможет сообщить злоумышленникам требуемые данные. Поскольку код придет на телефон только после завершения звонка, когда человек уже не находится под непосредственным давлением мошенников.

Помимо этого, банкам, операторам связи, маркетплейсам и госорганам запрещено использовать иностранные мессенджеры и соцсети (в т.ч. Telegram) для общения с гражданами. От настоящих банковских сотрудников и госслужащих звонок/сообщение может поступить только на городской или мобильный номер телефона, а также через отечественный мессенджер или соцсеть.

При этом ни банкам, ни госорганам не запрещено иметь официальный канал или страницу в иностранном мессенджере/соцсети. Но там они могут только информировать неограниченный круг лиц о своих продуктах. А вот использовать их для личного общения с конкретным клиентом противозаконно.

Есть и еще одно новшество: с 1 июня стало сложнее отменить кредитный самозапрет. Подписать заявление о снятии самозапрета на госуслугах теперь можно только усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП).

Оформить сертификат УКЭП можно бесплатно в приложении «Госключ». Для этого потребуется подтвердить личность с помощью загранпаспорта, по биометрии либо очно в МФЦ или банке. Также можно создать сертификат на токене в удостоверяющих центрах.

Источник: Информация Минцифры