Встречается мнение, что если товар возвращается по условиям, которые закреплены в первоначальной редакции договора поставки, то надо отражать аннулирование сделки. А если тот же товар возвращается на основании дополнительного соглашения, которое было составлено уже после первоначальной продажи товара, то для «прибыльных» целей нужно отражать обратную реализацию.
В обоснование такой позиции приводятся довольно старые Письма Минфина, датированные 2018 г. и ранее. Однако в более свежих Письмах этого ведомства на тему возврата товаров подобных условий нет. Есть лишь отсылка на экономическую сущность договора.
Чтобы выяснить, как в настоящее время решается вопрос налогового учета возврата товаров, мы обратились к начальнику отдела налога на прибыль организаций Департамента налоговой политики Минфина России Хорошему Олегу Давыдовичу.
Вот его комментарий: «Письма Минфина, которые были выпущены, к примеру, в 2018 г.
по вопросам налогового учета возврата товаров (например, Письмо Минфина от 06.11.2018 № 03-03-06/1/79496), не являются панацеей. В таких письмах нет универсального правила, в них рассмотрены конкретные ситуации у конкретных налогоплательщиков.
Общее же правило таково, что налоговые последствия для продавца и покупателя должны определяться возникающими правоотношениями, а не просто словом «возврат» в договоре или дополнительном соглашении к нему. Такой подход закреплен, к примеру, в Письме Минфина от 20.08.2021 № 03-03-06/1/67181.
Если реальные отношения предполагают, что аннулируются ранее возникшие отношения по продаже, то продавцу следует сторнировать операции по такой продаже, как будто их не было. А покупателю, соответственно, надо сторнировать в налоговых регистрах приобретение товара. Причем независимо от того, было условие возврата закреплено в первоначальной редакции договора или оно зафиксировано в дополнительном соглашении к такому договору.
Однако иногда при составлении дополнительного соглашения, предусматривающего «возврат» товара, на самом деле подразумевается полноценный выкуп товара у бывшего покупателя. Довольно тяжело четко сказать, как для целей налогообложения прибыли нужно определять, что перед нами: «обычный возврат» или же «обратная реализация в рамках дополнительного соглашения». Надо рассматривать все нюансы конкретной ситуации. Но такие условия, как «аннулирование поставки, если покупатель не смог продать товар в определенный срок», являются очень подозрительными. И естественно, проверяющие могут попытаться классифицировать такую сделку так, как им выгоднее. В этих случаях возможно, что подобный возврат по дополнительному соглашению будет рассмотрен для целей налогообложения прибыли как «обратная реализация»: когда бывший покупатель продает товар своему бывшему продавцу».