С 1 июля вступили в силу поправки в Налоговый кодекс, предусматривающие изменение НДС-правил при торговле через электронные площадки (маркетплейсы) в пределах ЕАЭС. Самое главное — что российский НДС теперь будет взиматься по принципу страны назначения при реализации через такие площадки товаров продавцами из ЕАЭС.

На вопросы ответила Анна Николаевна Лозовая, начальник отдела НДС Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России.

— Законом от 29.05.2024 № 100-ФЗ предусмотрено, что местом реализации товаров продавцами стран ЕАЭС через электронные торговые площадки признается территория России, если товар в момент получения его покупателем — физическим лицом находится на территории Российской Федерации. Анна Николаевна, поясните, пожалуйста, о каких торговых площадках в новом Законе идет речь?

— Изменения, вступившие в силу с июля 2024 г., касаются работы на электронных площадках (маркетплейсах), которые зарегистрированы на территории РФ. К примеру, это Ozon, Lamoda, Wildberries. Новые правила российского НДС-обложения действуют также и в отношении электронных торговых площадок других государств — членов ЕАЭС, при условии что они зарегистрированы в нашей стране.

Если товары через эти площадки приобретает покупатель из РФ, то, независимо от того, кто реальный продавец этих товаров — российская организация (ИП) или организация (ИП) из другой страны ЕАЭС, российский бюджет должен будет получить НДС с такой продажи. Однако если товар с маркетплейса покупает, к примеру, физическое лицо, находящееся в Беларуси или Казахстане, то российский продавец, даже если он плательщик НДС, не должен с такой продажи начислять НДС в российский бюджет. Имеет значение место нахождения покупателя в момент получения товара.

 

— Как такое налоговое нововведение скажется на гражданах — конечных покупателях? Получается, что определенная часть продаваемых товаров на этих площадках, которые ранее НДС не облагались, с июля уже облагаются НДС. Означает ли это, что для конечных покупателей стоимость товара вырастет?

— Нововведение, о котором мы говорим, уравнивает иностранных продавцов на маркетплейсах с российскими продавцами. Ведь российские продавцы (плательщики НДС) и раньше при продажах товаров через маркетплейсы российским покупателям должны были платить НДС в общем порядке. Для тех российских продавцов, которые не являются плательщиками НДС, в том числе для упрощенцев, ничего не поменялось.

Поэтому если, к примеру, через Ozon или другой наш маркетплейс продаются товары казахстанских компаний или компаний — продавцов из Беларуси, Армении или Кыргызстана, то все они с 1 июля 2024 г. облагаются НДС по актуальной ставке: 10% или 20% (ставка определяется по общим правилам, которые закреплены в НК.) Так же, как и товары российских продавцов — плательщиков НДС.

Ранее и до июля 2024 г. продавец, к примеру, из того же Казахстана не должен был платить НДС в российский бюджет при продаже через наш маркетплейс товара российским покупателям. Но с июля 2024 г. по таким продажам НДС исчисляется налоговым агентом, то есть маркетплейсом.

Какую политику выработает продавец в отношении своих товаров, сложно сказать. Если продавец хочет сохранить прибыльность единицы товара, то он может повысить цену продажи. Однако общая прибыльность может зависеть и от иных факторов, в том числе от объема продаж. Ведь в условиях конкурентного рынка более высокая цена, как правило, означает меньший объем продаж. Так что для сохранения конкурентоспособности своих товаров иностранные продавцы могут оставить цены и на прежнем уровне. В любом случае для российских продавцов это положительное налоговое изменение.

Полный текст интервью читайте в ГК, 2024, № 12, с. 36.