Прежде всего, объявлено, что частичная мобилизация не предусматривает ограничений на перемещение граждан. Соответственно, мужчины призывного возраста, не получившие повестку, могут выезжать за пределы региона проживания и за границу.
Но несмотря на это, ситуации бывают разные. В частности, Ростуризм рассмотрел следующий случай: гражданин, которому повестка не приходила, отправился в заграничную туристическую поездку, но при прохождении паспортного контроля в РФ ему отказали в выезде из страны. В такой ситуации необходимо:
- сразу на месте получить документ, в котором будут указаны основания, по которым вас ограничили в праве выезда за рубеж. Этот документ нужен для того, чтобы у туркомпании были юридические основания для отмены тура;
- как можно скорее связаться со своим туроператором для минимизации понесенных по туру расходов.
А вот другая ситуация: гражданин купил и оплатил тур (не важно, по России или за границу), а после этого ему пришла повестка. В таком случае Ростуризм рекомендует:
- обратиться к туроператору, турагенту по месту приобретения тура. Это можно сделать как лично, так и отправить вместо себя представителя (например, родственника или человека, с которым вы планировали вместе отправиться в поездку);
- предъявить туроператору, турагенту копию полученной повестки.
Далее по согласованию с туроператором можно выбрать один следующих вариантов решения проблемы:
- переоформить тур на другого человека;
- изменить состав участников тура, аннулировав поездку мобилизованного гражданина;
- аннулировать тур полностью на всех участников.
Но нужно иметь в виду, что невозможность отправиться в турпоездку из-за призыва в армию по мобилизации – это существенное изменение обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора о покупке тура. А это означает, что в случае отмены тура деньги возвращаются за вычетом фактически понесенных туроператором расходов. Например, туроператор мог уже успеть оплатить контрагентам (отелям, авиакомпаниям и т.д.) часть услуг по невозвратным тарифам. А в случае внесения изменений в тур при замене туриста может потребоваться доплата.
Вместе с тем, с учетом нынешней ситуации Ростуризм порекомендовал туроператорам и отелям идти навстречу туристам. В частности, если изменения в условия тура или брони отеля вносятся из-за мобилизации туриста:
- не взимать плату за замену туриста в туре;
- возвращать деньги за такие туры или оплаченное проживание в приоритетном порядке без удержания фактически понесенных расходов.
Если туриста не устраивают условия при расторжении договора о приобретении турпродукта, он вправе обратиться в суд.
Кстати, ранее сообщалось, что граждане, призванные на службу по мобилизации, могут вернуть деньги за билеты на самолет или поезд, даже если билеты приобретались по невозвратному тарифу.
Источник: Телеграм-канал Ростуризма (информация от 05.10.2022)